Картина с таким названием, написанная К.С.Малевичем в 1915 (холст, масло. 79,5×79,5. ГТГ), стала не только одной из самых знаменитых в ХХ веке, но и знаковым явлением в современном искусстве.
Замысел «чёрного квадрата» возник у Малевича, вероятно, ещё в 1913 во время работы над декорациями к «Победе над Солнцем», на чём настаивал сам художник (авторская подпись на обороте «Чёрного квадрата указывает на 1913).
Но всё-таки в эскизах к декорациям изображения «чёрного квадрата» мы не находим, хотя контуры квадрата просматриваются неоднократно. Теме «чёрного квадрата» соответствует один из эскизов к «Победе над Солнцем», посланный Малевичем М.В.Матюшину весной–летом 1915 (ГЛМ) и тогда же сделанный.
О нём Малевич писал: «<...> завеса изображает чёрный квадрат зародыш всех возможностей принимает при своём развитии страшную силу, он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи <...>» (Малевич 2004. Т.I. C.67; в цитате сохранён авторский синтаксис).
Эскиз был послан сразу же после написания Малевичем живописного «Чёрного квадрата», что позволяет, как правильно предположила А.С.Шатских, назвать точную дату создания этой знаменитой картины – 8 июня 1915 (Шатских 2009. С.53).
Для автора это был момент мистического озарения, о чём свидетельствовали и его современники: И.В.Клюн передаёт слова Малевича о том, что во время работы «перед ним всё время по полотну проходили какие-то “огненные молнии”» (И.В.Клюн.
Мой путь в искусстве. М., 1999. С.145).Источник: Энциклопедия русского авангарда https://rusavangard.ru/online/history/chyernyy-kvadrat/